Медицинский гомеопатический центр ТЕРАПЕВТИКУМ

Медицинский гомеопатический центр ТЕРАПЕВТИКУМ

Художественная терапия

      Этот процесс вырывает больного из когтей пассивно принимаемой болезни и направляет его к собственной активности, через которую он учится выравнивать негармоничное, исправлять ошибки, приводить в порядок хаотичное и вместе с этим следовать определённым естественным законам.  

Это попытка доступным для неспециалиста языком ответить на вопросы, касающиеся описания нашей профессии.

Следовало бы показать, как определённые художественные упражнения могут успешно поддерживать медикаментозное лечение больных. Хотя воздействие отдельных художественных форм не может быть представлено здесь во всех деталях, я всё же думаю, что смогу создать впечатление о том, какие переживания испытывают в процессе терапии различные пациенты, и что они могли бы открыть для себя. В принципе можно сказать так: чтобы действительно понять это, нужно все выполнить самому!

Сегодня широко распространены различные формы деятельностной терапии и психотерапии. Оказывается, что выражение чувств уже само по себе воздействует на больных освобождающе.

Сейчас даже и здоровые люди в большей мере, чем раньше, ищут творческие возможности и художественные занятия для того, чтобы выразить свои чувства и дать волю своим настроениям.

Напряжённая, часто ведущая к болезням работа и стиль жизни сегодняшнего человека, лишённое фантазии окружение, спешка и шум, всё, что ведёт к стрессу, а в конечном счете к болезни, часто ещё может быть компенсировано за счет общения, спорта, отдыха и хобби.

Если же человек действительно болен, тогда ему требуется настоящая помощь. Также ему необходимо иметь терпение, так как слово пациент означает «терпеливый». Чтобы пациент снова встал на правильный для него путь, пришел к значимому для него равновесию, терапевт должен найти подходящую для него терапию, как врач находит правильное лекарство. Таким образом, терапевт не предоставляет выбор терапевтических средств и заданий больному, а выбирает их для него сам. Потому что в соответствии с диагнозом врача речь идёт о том, чтобы дать пациенту то, в чём он нуждается. Так терапевт ставит перед разными больными различные художественные задачи, которые в человеке, посвящающем себя этим задачам, затрагивают и активизируют разные области. Так как в художественной терапии всё же речь идёт не об изживании определённого избытка чувств, вытесненных эмоций или иных односторонностей, а о том, что пациент должен уметь намного глубже вживаться в явления и опыт, которые он один не нашёл бы самостоятельно, исходя из себя самого. Его художественные творения должны служить не врачебному диагнозу, как картина того, что есть пациент сейчас, а дать ему возможность стать тем, кем он в будущем хочет стать. С помощью художественной деятельности он может тренировать своё восприятие и развивать умение радоваться природе, красоте и гармонии.

Цель этого художественного творчества - это не произведение искусства, а сам процесс его возникновения.

Этот процесс вырывает больного из когтей пассивно принимаемой болезни и направляет его к собственной активности, через которую он учится выравнивать негармоничное, исправлять ошибки, приводить в порядок хаотичное и вместе с этим следовать определённым естественным законам. Он соединяется с материалом, преодолевает трудности, принимает ошибки, развивает терпение. Он чувствует смысл постановки задания, связь между различными упражнениями и чувствует себя ответственным за созданное им произведение. Он радуется форме, цвету, оттенкам и движению, которые могут стать пищей для его души, средством исцеления.

Основы художественной терапии.

Духовная наука Рудольфа Штайнера является основой работы антропософского терапевта. Она предлагает особую картину человека, указывает на определённые взаимосвязи человека с его прошлым, даёт определённый взгляд на царство природы, на здоровье и болезнь. Из этого складывается иное воззрение на происходящее с сегодняшним человеком, его прошлое, настоящее и будущее. Благодаря свободной перспективе антропософии возникает целостная картина человека, которая нужна терапевту, чтобы понять его как физическую, душевную и духовную сущность и распознать его болезнь. Из этого следует, что пропасть, возникшая в академической медицине между наукой, искусством и религией становится преодолимой. Человек может быть осмыслен как организм с помощью науки, как живой образ с помощью искусства и как единственная в своём роде личность с помощью религии.

Много лет назад немецкий врач объединила медицинский и художественный импульсы антропософии в новую профессию, профессию художественного терапевта. Госпожа Маргарита Хаушка (1896 - 1980) основала свою школу художественной терапии в 1962 году в городе Бад Болль недалеко от Гёппингена. Оттуда вышло немало терапевтов, на этой волне возникли школы в Германии, Голландии, Швейцарии и Англии.

Что касается основ этой терапии, то речь идёт не о том, чтобы передавать установленные рецепты, а том, чтобы описывать основные направления, по которым работают. Мы имеем в виду работу с линией, цветом, тоном и звуком. Другая новая и важная терапия - лечебная эвритмия, которая возникла из предложенной Рудольфом Штайнером формы искусства -эвритмии. Обучение этому искусству имеет свои собственные образовательные учреждения и может здесь не обсуждаться, также как и развитый доктором Хаушка ритмический массаж и терапия ваннами. Мы хотим ограничиться терапевтической силой изобразительных искусств.

Глазами мы воспринимаем мир в многообразии его форм и красок. Этот чистый язык цвета и формы может быть передан в совершенно простых упражнениях по живописи , рисованию и моделированию, а именно так, что этот неотягощённый личными интерпретациями язык может в свою очередь влиять на нас.

 

Рисование, используя линию и светотень, особо воздействует на нервную систему, на мышление, на бодрость духа человека.

Живопись через цвет особо воздействует на ритмическую систему (лёгкие, сердце), на чувства человека, на его воображение, мечтательность.

Моделирование, в основном глиной, позволяет воздействовать на конечности и внутренние органы человека, на его обмен веществ, на волевые импульсы, на подсознательное.

 

Эти три вида искусства могут быть терапевтически осознанно введены как мост между внутренним и внешним миром, как целенаправленное средство для изменения в нужном направлении

Собственные эмоции, которые к этому легко присоединяются, могут быть сдержаны, чтобы позволить воздействовать на нас живительности и безпроблемности объективного мира феноменов. Долгое время пациент будет в состоянии отвести соответствующее место в художественной деятельности своим здоровым мыслям и чувствам, так, что внутренний и внешний мир, субъективное и объективное смогут слиться в единое. Если пациенту слишком рано предоставляют свободу самовыражения, то он подвергается опасности постоянно сталкиваться со своей больной, несбалансированной частью существа. Пациент также должен длительное время уметь гармонично и уравновешенно справляться с самостоятельно выбранной работой, и то лишь после того, как он прежде поработал под уверенным руководством терапевта. Выбор одного из видов искусств, которым должен овладеть пациент всегда зависит от заболевания и должен оставаться предоставленным терапевту; при этом большую роль играют также характер, темперамент, возраст, жизненные условия и биография человека.

Как правило, терапевтическое лечение длится многие недели, часто месяцы или годы. Терапевтические уроки проходят в общем 1-2 раза в неделю. Работают по одному или маленькими группами, смотря по потребности и возможности. Спокойное и приятное окружение благотворно влияет и способствует активности работы и переживаний. Иначе терапия могла бы деградировать до обычного времяпровождения.

Само собой разумеется, что учёба является обязательной для терапевта,. Он должен быть в состоянии творчески переработать не только диагноз врача, но и то, что он воспринимает в пациенте, пытаясь при этом «считывать» с пациента, поможет ли тому сильно влияющее на формообразование упражнение с глиной, или черно - белое рисование углём, или геометрическое рисование; или ему нужно «дышащее» рисование акварельными красками, или пение, которое освобождает, или игра линий в рисунке, чтобы с их помощью «улучшить» себя.

Ни в коем случае речь не идёт о вещественном результате работы, а о приобретении новых способностей, радости и переживаниях, о расширении некоторых возможностей. В конце концов, исцелённый человек - сам желаемое произведение искусства.

 

В начало страницы