Медицинский гомеопатический центр ТЕРАПЕВТИКУМ

Медицинский гомеопатический центр ТЕРАПЕВТИКУМ

Ода ритмическому массажу

 

 

Собственно, чего мы ждем, когда обращаемся к массажисту? Часто нам об этом говорит врач, но и сами по себе мы все время ощущаем желание сделать нечто со своим телом, и чтобы кто-то нам в этом помог.

В нас постоянно живет неосознанное стремление к гармонии, и так же подсознательно запутавшись в своем теле, мы ждем, что придет извне живительная помощь и вылепит наше естество по божественному образцу.

Как правило, мы не чураемся принципа «человек, помоги себе сам», и спортивные и тренажерные залы заполнены старательным людом, и диеты мы записываем, и даже соблюдаем их, но к «рукоделию» массажа у нас все равно особое отношение, как у Галатеи, в куске мрамора найденной гениальным резцом скульптора, что каменная – и ожила! И также сами внутренне мечтаем ожить под руками массажиста, надеясь, что он – кудесник – со стороны чутьем художника лучше нас ощущает ту идеальную, совершенную форму, которую мы стремимся своим телом воплотить. А лепят (в лучшем смысле этого слова), ваяют - все по-разному. И чем грамотнее и опытнее массажист, тем лучше он предвосхищает идеал, гармонию телесности в ее апофеозе здоровья.

Но многое еще зависит и от метода. Разновидностей массажа не счесть, и многие специалисты владеют целым букетом, хотя все равно каждый из них лелеет свою любовь, свой идеальный метод, а остальные – для поддержки, для частных случаев. И это как у живописца – один пишет маслом, другой – акварелью.

И каждый о своем – поет. В каждом движении рук, в каждом приеме, штрихе. И, конечно, когда о своем любимом методе рассказывает. И не потому, что хочет себя подороже подать (хотя иногда и это тоже), а оттого, что для настоящего специалиста работа становится искусством, и каждый вылеченный суставчик, каждая спина, нога, тело – маленькое произведение искусства, этюд – и победа. Над болью, над дисгармонией, над несовершенством.

Правда, среди массажей встречаются почти изуверские методы, силовые, болезненные, и зачастую пациенты сами ждут, что их завяжут если не в Гордиев узел, то, как минимум, морским. И шкуру сдерут, и по косточкам поваляются. Почему-то для некоторых это является наивысшим удовольствием – ощутить себя пропущенным сквозь мясорубку, хотя, и это может быть путем к гармонии, разобрать по косточкам – и собрать. Per aspera ad astra.

Вот тут мне и хотелось бы воспеть то, чем занимаюсь я. Потому что, пройдя через опыт спортивного (читай, силового) массажиста, нашла то, что полярно противоположно, мягко, легко, музыкально, гармонично в своей природе – ибо с природой связано. Это я о Ритмическом массаже.

«А что это такое?» That is a question! Попробуй, объясни! Потому что лучше один раз почувствовать, чем выслушать огромную лекцию. Или хотя бы увидеть со стороны. Но – приходится объяснять. Самое короткое описание – в сравнении с уже широко известным, ведь очень многие хотя бы раз в жизни получали процедуру классического лечебного или спортивного массажа. Помните? Так вот в классическом массаже (практически во всех его разновидностях, больше или меньше) напряжение (давления, если хотите) направлен внутрь тела пациента, от поверхности кожи – в ткань, к кости.

Представляете себе губку? Чтобы собрать ею воду, надо ее сжать, положить в лужу, и тогда она воду соберет – примерно по такой схеме достигается эффект в классическом массаже. Вот и главное отличие. В ритмическом массаже напряжение – от центра тела, в легкость, в полет, чтобы ткань «задышала», расправилась, расцвела. И это достигается особым качеством массажного приема, так называемым «всасыванием». Это почти невозможно объяснить, и приходится до семидесяти семи потов тренироваться, чтобы достичь полного расслабления кисти, и чтобы ею «поманить» массируемую ткань, никогда не заставляя ее за собой следовать, только приглашая вздохнуть вслед за движением руки.

Но что же я о самом главном забыла? Конечно, это же из названия ясно: Ритмический – значит, есть какой-то особый ритм? Ни в коем случае не играющей музыки, или отстукивающего - ать-два! – метронома, нет!

Ритм, подобный дыханию, или сердцебиению, приливу-отливу моря, наступлению утра и угасанию дня, живой ритм, в котором именно этот пациент нуждается сейчас, и который считывает массажист в зависимости от заболевания, проблемы, состояния тканей и даже темперамента – всей совокупности феноменов, открывающихся взору специалиста и его рукам – а руки у массажиста тоже «видят», фиксируют области холода и тепла, спазмов и ригидности, отека, и многое другое.

Да, ритм дыхания, потому в массажных движениях так же есть ритмично чередующиеся фазы напряжения и расслабления, наполнение рук тканью – и освобождение ее.

Мы вынуждены противостоять губительным ритмам цивилизации, и так трудно сохранять ритмы, заложенные в нашем теле самой природой для каждого органа. Ибо каждый из них имеет собственный ритм, сопряженный, однако, со всеми другими. Собственно, болезнь можно рассматривать как потерю гармонии внутренних ритмов, когда мы нуждаемся в дирижере, который соберет воедино партии разных инструментов, чтобы оркестр нашего тела снова слаженно зазвучал.

В ритме дыхания мы можем прозреть еще одно качество – полярность. Уже в самом понятии ритма заложено оно – сжатие-расслабление, вдох-выдох. Это качество сопровождает ритмический массаж, многократно увеличивая его возможности. Ведь бывают болезненные ситуации, когда больное место и руками-то нельзя трогать, а помочь надо.

Представьте себе сломанную ногу в гипсе. Пока кость срастается, мышцы бездействуют, слабеют, теряют форму, а тут добавляется и отек, да и многое другое, так, что к моменту снятия гипса приходится чуть ли не заново учиться ходить. А вот когда делают ритмический массаж на противоположных конечностях (напротив и наискосок), а иногда и на всех доступных – кость не только быстрее срастается, но и состояние мышц и других тканей намного лучше, так, что можно сразу эту конечность нагружать, ходить.

Конечно, все зависит от сложности перелома, но в любом случае есть дополнительная возможность помочь заживающим тканям тогда, когда напрямую они недоступны.

Это относится почти ко всем болезненным процессам, когда массаж помогает из противоположного конца тела.

Кстати, поэтому общий массаж (всего тела) никогда не делается, выбирается в зависимости от проблемы два-три участка тела, а если речь идет о том, что нужно просто уравновесить жизненные процессы, снять усталость, напряжение, чаще всего делают большой массаж спины (включая шею и поясницу, крестец), так называемый гармонизирующий.

Полярность также заключена и в особой форме движения, которой пользуются в ритмическом массаже. Это «лемниската» – восьмерка. Она выступает в самых различных вариациях: одной рукой и двумя, в поглаживании, разминании, «продышивании», большая (соединяющая плечо с бедром) или маленькая - на два суставчика фаланги мизинца, или вокруг одного сустава – всюду она присутствует. И эта форма восьмерки позволяет варьировать импульс напряжения-расслабления, помещая напряжение в центр или разнося его на края. Бывают еще спирали, круги и штрихи, но все они также живут в ритме напряжения-расслабления.

Области показаний- противопоказаний мне бы сейчас не хотелось касаться, скажу только, что противопоказаний значительно меньше, чем в классическом массаже, а вот возможностей больше. Но об этом вам подробнее расскажет врач, знакомый с этим методом, если возникнет в том потребность.

Есть у ритмического массажа еще одна изюминка. Его делают с маслом. Но масло здесь вовсе не для того, чтобы облегчить жизнь массажисту. Собственно, делать массаж можно и без масла (за исключением жаркого времени года, когда кожа потеет), ведь скольжения по коже почти нет.

Масло здесь – часть терапии, дополнительная возможность исполнить задачу еще лучше, с особым шиком, привнести новое звучание, оттенок, еще более индивидуализируя работу, еще больше адаптируя ее к потребностям лежащего перед массажистом тела. Поэтому и масла особые. Их технология разработана так, чтобы еще больше раскрыть целительные возможности растений, поэтому сбор, обработка сырья и сама экстракция в оливковом и арахисовом масле также проводятся с использованием соответствующих ритмов.

Чаще всего используются масла из каштана, хвоща, розмарина, лаванды, тимьяна, любистока, лимона и других растений, а вот использование минеральных, синтетических масел и талька запрещено.

А теперь настало время раскрыть еще один секрет. В ритмическом массаже очень часто в конце процедуры используется нанесение специальной соответствующей мази или масла на область проекции внутренних органов (печень, сердце, почки и т.п.). Это дает дополнительный и очень глубокий импульс к исцелению, и в результате процедура приобретает законченность, как лак придает особую ценность картине старого мастера.

А теперь мне хочется вернуться к тому, с чего я начала. Для чего же делается массаж?

Чтобы достичь гармонии в своей телесности? Или Гармонии с самим собой? Чтобы тело не доставляло хлопот, а только радовало своим совершенством? Но кто знает, что нужно чужому телу? Визажист? Массажист? Дизайнер? Может быть, со стороны и виднее, но мне сдается, что каждый сам наводит порядок в своем доме. И получает от этого удовольствие. Поэтому я могу только показать Вашему телу, как может быть хорошо и правильно, но оно само должно воспрять, заняться собой и достичь желанной гармонии.

Никогда и никто не сможет сделать человека здоровым и красивым, кроме него самого. Совершенствуйтесь! – а я по мере сил, помогу.

Мария Виноградова